ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

     

          Что значит быть грамотным в 21 веке. Методические рекомендации для детей и родителей

 

 

 

На платформе Министерства просвещения Российской Федерации функционирует портал "Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности" (далее - Портал функциональной грамотности). Портал функциональной грамотности размещен по ссылке https://fg.resh.edu.ru/ и предназначен для проведения диагностических работ в целях оценки уровня естественнонаучной, математической и читательской грамотности обучающихся 8, 9 классов.
Портал функциональной грамотности позволяет учителям создавать диагностическую работу для своего класса, проводить ее, оценивать и осуществлять персональный контроль за прохождением диагностической работы каждым обучающимся. Банк заданий также дает возможность учителю осуществлять выполнение экспертизы работ (заданий), подразумевающих развернутый ответ учащегося.
 Для использования образовательных ресурсов Портала Функциональной  грамотности необходима регистрация  на образовательном портале  "Российская электронная школа" (https://resh.edu.ru/). Подробная инструкция по созданию, проведению и оцениванию диагностических работ прилагается. 
Обращаем   внимание, что   вопрос   формирования у обучающихся общеобразовательных организаций функциональной грамотности находится на постоянном контроле Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

 

        Руководство пользователя. Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

   

 

 

 

   9 декабря 2022 года учитель начальных классов МБОУ СОШ № 23 Киселева Елена Георгиевна приняла участие в методическом семинаре на тему: «Формирование функциональной грамотности в начальной школе: от теории к практике», который пошел в МБОУ СОШ № 38 г Шахты. В ходе мероприятия было организовано знакомство с образовательным пространством МБОУ СОШ № 38, показаны открытые уроки и внеурочные занятия, проведены мастер-классы. В заключении семинара организован круглый стол с обменом мнениями и подведением итогов. 
Семинар очень содержательный и познавательный.