Готовимся к 2025-2026 учебному году

С 1 сентября 2025 года в силу вступают новые изменения, закреплённые в приказе Минпросвещения России от 9 октября 2024 года № 704. Давайте рассмотрим ключевые преобразования подробнее.
1. Единое расписание уроков
Это не означает, что теперь вся страна учит дроби в 8:30, а приставки — в 9:30 по московскому времени. Речь идёт о стандартизации учебного процесса.
Важно, чтобы темы по математике/литературе/русскому языку и другим предметам проходили в одном темпе в разных регионах.
2 Равномерное распределение нагрузки при составлении расписания уроков
Школа — не марафон на выживание! Новая реформа взяла курс на «мягкий режим»: теперь сложные предметы не будут атаковать учеников одним махом. Они будут чередоваться: непростые дисциплины планируется сочетать с более лёгкими — творческими или гуманитарными..
3. Сокращение контрольных работ
Согласно новым правилам, на проведение контрольных и проверочных работ (в том числе ВПР) теперь будет отводиться не более 10% общего учебного времени по каждому предмету.
Сами образовательные учреждения должны контролировать объём задаваемых на дом работ, а также обеспечивать учащихся достаточными временными рамками для подготовки объёмных заданий — рефератов, докладов, исследовательских проектов, презентационных материалов.
4. Появится регламент по количеству домашней работы
Для учащихся начальных классов на выполнение домашних заданий установлены следующие временные рамки:
• 1-й класс — не более 1 часа;
• 2-й-3-й классы — не более 1,5 часов;
• 4-й класс — максимум 2 часа.
• Не забыли и о старшеклассниках — не более 3,5 часов.
С внедрением таких регламентов у учеников появится больше времени на отдых, хобби, прогулки, общение с семьёй.
5. Синхронизация школьных программ с ОГЭ и ЕГЭ
Дети будут изучать только то, что реально пригодится на экзаменах. Учителя смогут готовить учеников к ЕГЭ уже с 5 класса, а не экстренно за три месяца до экзамена.
Какой можно прогнозировать результат? Самое главное, такой подход позволит сократить уровень стресса у всех участников образовательного процесса: школьники чётко будут знать, что им попадётся на экзамене; родителям не нужно будет платить за репетиторов, учителям будет проще выстроить систему подготовки.
6. Изменения в дисциплинах «история» и «обществознание»
В новом учебном году обществознание исчезнет из расписания шести- и семиклассников, а с 2026 года его будут изучать только в 9–11-х классах. Курс станет более практическим, а задания ОГЭ и ЕГЭ адаптируют под обновлённую программу.
Освободившиеся часы передадут истории: в 5–7-х классах на неё будет отведено три урока в неделю. Пятиклассники будут изучать всемирную историю и историю родного края, а с шестого класса начнётся углублённый курс истории России.
С 2026 года изменения коснутся и старших классов. В 8-х классах история останется в объёме трёх часов в неделю, а в 9-х классах — двух часов.
Таким образом, школа делает ставку на углублённое изучение истории, а обществознание будет сосредоточено в выпускных классах, чтобы подготовить учеников ко взрослой жизни и экзаменам.
7. Родителям можно будет присутствовать на экзаменах
С нового учебного года родители смогут официально присутствовать на ЕГЭ в роли независимых наблюдателей. Их задача — следить за соблюдением процедуры данного мероприятия и созданием комфортных условий для выпускников. Правда, есть важное ограничение: мамы и папы не смогут быть наблюдателями в том пункте, где сдаёт экзамен их собственный ребёнок.
Это нововведение призвано сделать экзаменационный процесс более открытым и снизить стресс у школьников. При этом подчёркивается, что родители-наблюдатели не должны вмешиваться в ход экзамена — их роль исключительно контролирующая. В Министерстве надеются, что такая мера повысит доверие к системе ЕГЭ и поможет участникам чувствовать себя увереннее.
8. Оценки за поведение
С 1 сентября 2025 года в некоторых школах России в рамках пилотного проекта планируется ввести оценки за поведение. В эксперимент войдут образовательные организации из Новгородской, Ярославской, Тульской областей, Луганской Народной Республики, Чеченской Республики и Республики Мордовия.
Нововведение затронет учащихся с 1-го по 8-й класс. Выпускные классы пока решили не включать, чтобы не увеличивать нагрузку на старшеклассников перед экзаменами. Однако в перспективе система может распространиться на все классы.
Оценку будет выставлять классный руководитель, также будут учитываться мнения других педагогов и администрации школы. Она будет отражена не только в текущей отчётности, но и может быть включена в аттестат как показатель личностного роста и зрелости ученика.
• Критерии пока прорабатываются, поэтому на сегодняшний день информации о них немного. Однако в Министерстве пояснили, что они будут сформированы с учётом мнения педагогов и родителей и включать такие аспекты, как:
• уровень дисциплины ученика;
• умение корректно взаимодействовать как с одноклассниками, так и с преподавателями;
• участие в социальной жизни школы; соблюдение установленных правил поведения.
В ходе эксперимента будут апробированы три формата:
1. «Зачёт/незачёт»;
2. Трёхуровневая шкала (образцовое, удовлетворительное, неудовлетворительное поведение);
3. Пятибалльная система (с градацией от «отлично» до «совсем неудовлетворительно»).
Окончательный вариант выберут по итогам пилотного проекта. Пока же нововведение вызывает вопросы у родителей и учителей — особенно о том, как объективно оценивать поведение и не превратит ли это школу в «армию с дневниками».
Это лишь часть тех существенных изменений, которые готовит нам 2025-2026 учебный год. С другими из них можно ознакомиться в приказе, который упомянут выше.
|